Чудо по имени творчество

Чудо по имени творчество

«Странности… Нет никаких странностей. Есть просто неровности. Внешние свидетельства непостижимой тектонической деятельности в глубинах человеческой натуры» (Стругатские «Попытка к бегству»).

Душа наша – это целый мир. Внутри каждого из нас сокрыта мини-вселенная. А вселенная по определению не может быть прилизанно гладенькой. Именно душевные шероховатости создают неповторимый рельеф нашей личности, позволяют иметь собственное творческое видение. Творческий потенциал – в разных степенях и сферах – присущ каждому. Ведь в сердцах наших и доныне живет отголосок Божественного, творческое наследие Бога-Творца. Так что нет ничего удивительного, что все мы сложные и шероховатые в своей творческой индивидуальности:) 

Но это так, лирическое отступление. А поговорить мне хотелось, собственно, о самом феномене творчества. Из чего складывается творческий процесс? От чего он зависит?

Кэтрин Найт, солистка «Blackmore's Night», в одном из интервью назвала свою команду Blackmorizingmachine, то есть своеобразной творческой «машиной», перерабатывающей события реальной жизни и народные напевов Средневековья и в результате выдающей самобытное новое свежее. На радость поклонникам этой фолк-роковой группы.

Наверное, нечто подобное происходило в душе Курта Кобейна, солиста «Nirvana», когда он созерцал неторопливые движения домашней черепахи, а потом писал свои душераздирающие тексты. Или в душе Джеймса Хэтфилда, фронтмэна «Metallica», который, отдыхая после концерта в гостинице и перебирая гитарные аккорды, сочинил мою любимую «NothingElseMatters».

Леонардо Да Винчи, гениальный скульптур Возрождения, говорил: шедевр уже живет в куске мрамора, надо только убрать все лишнее. Но ведь прежде надо увидеть, где лишнее, а где шедевр!

Уолт Дисней увидел свой знаменитый Диснейленд, сидя на лавочке посреди большой пустоши. Строительство Парка завершилось уже после смерти его основателя. Некто, соболезнуя супруге Диснея, сказал: «Как жаль, что Уолт не увидел этого при жизни», на что та ответила: «Он увидел это раньше всех нас».

Менделеев, творя свою периодическую таблицу, много размышлял, анализировал и сопоставлял. Однако законченный вариант получился не в состоянии бодрствования, а во сне. Говорят, что к Стивену Кингу многие сюжеты его будущих книг приходили в виде снов-кошмаров, и он не находил покоя, пока не переносил их на бумагу.

У Фихте есть любопытный тезис: он выделил "бытие-внутри-нас" и "бытие-вне-нас". Все, происходящее с нами, случается во внешнем мире. Но то, как мы это воспринимаем, проистекает из мира внутреннего. Мы что-то увидели, услышали, испытали в бытие-вне-нас, и какой-то кусочек этой внешней реальности послужил катализатором для творческих процессов в нашей внутренней реальности.

В связи с этим мне близка идея Кэтрин Найт о сокрытом в нас творческом механизме (поскольку неоднократно испытывала его действие на собственной шкуре).

Иногда он срабатывает помимо воли. Приходит образ или фраза, и ты понимаешь: надо писать. А порой, по меткому замечанию Ницше, чтобы «родилась танцующая звезда», нужен «хаос в душе». Разумеется, «запись боли в одном пространстве памяти нельзя стереть записями счастья в другом» (Янош Вишневский «Одиночество в сети»). Но в трудные периоды жизни именно творчество, как ничто иное, помогает преодолеть наваливающуюся извне тяжесть и возвращать нас в состояние гармонии.

Принцип «негатив + креатив = позитив» работает безотказно.

Желаю всем клёвых идей и упорства в их реализации!